Станьте нашим партнёром, мы поможем Вам!

Как выбрать держателя реестра (регистратора, реестродержателя)

8 ноября 2013

01 октября 2013 года вступили в силу изменения в законодательство Российской Федерации, обязывающие акционерные общества, самостоятельно ведущие реестр владельцев ценных бумаг, передать в срок до 01 октября 2014 года свой реестр лицам, имеющим лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг. 

Лица, имеющие лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг, называются держатели реестра (регистраторы), также их называют реестродержатели. Регистраторами могут быть только юридические лица, имеющие лицензию, осуществляющие деятельность по ведению реестра как исключительную.   

В связи с тем, что с вступлением в силу федерального закона о центральном депозитарии доходы регистраторов снизились, то чтобы скомпенсировать падение доходов регистраторов, законодатель внес изменения, указанные ранее. Тем самым маловероятно, что обязанность по передаче реестра отменят, возможно только продление срока передачи реестра. 

Перед многими акционерными обществами встал вопрос Как выбрать реестродержателя. В данной статье пойдет речь о том, на что стоит обратить внимание при выборе держателя реестра.

Деятельность по ведению реестра - это возмездная деятельность, осуществляемая на основании заключенного договора между регистратором и акционерным обществом. В договоре указывается ежемесячная абонентская плата, которая зависит, в том числе от количества акционеров. Обращаем внимание, что с регистраторами можно обсуждать условия договора и размер абонентской платы, в том числе добиваясь ее снижения, т.к. минимальный размер абонентской платы законодательно не зафиксирован. Аргументами по снижению абонентской платы могут быть следующие аргументы: маленькое количество акционеров, незначительное (или отсутствие) количество операций в реестре, и т.д. Также стоит обратить внимание на условия расторжения договора, некоторые регистраторы указывают большие размеры компенсаций при расторжении договора по инициативе эмитента.

Помимо абонентской платы эмитенту и его акционерам придется платить почти за все услуги держателя реестра: получение информации из реестра (выписки из реестра акционеров, списки зарегистрированных лиц и т.д.), проведение операций в реестре (внесение изменений по лицевому счету (например, при изменение фамилии акцонера), регистрация перехода права собственности на ценные бумаги), за выбор способа предоставления информации, за срочность проведения операции и т.д. Максимальный размер некоторых услуг регистратора установлен подзаконными актами ФСФР России. Обычно стоимость данных услуг в договоре не указывается, а устанавливается документами реестродержателя, принимаемыми его органами управления. Рекомендуется при выборе реестродержателя ознакомиться со стоимостью услуг регистратора, например, некоторые регистраторы предоставляют бесплатно различные списки или некоторые справки из реестра эмитентам, и идеально (что бывает маловероятно) зафиксировать стоимость данных услуг (и также бесплатные услуги) в договор.   

Стоит обратить внимание на месторасположение офисов регистратора. Желательно, чтобы представительства регистратора находились недалеко от эмитента, т.к. зачастую необходимо срочно (а иногда очень срочно, например, для банка) взять информацию из реестра, а тратить драгоценное время для того, чтобы добраться до регистратора расточительно в данной ситуации. Также стоит не забывать, что реестродержатель с большой долей вероятности возьмет дополнительную плату за срочность, так что лучше все готовить и делать заранее. Возможно предпочтения о месторасположении регистратора будут у акционеров, т.к. для получения ими информации из реестра необходимо обращаться непосредственно к реестродержателю или идти к нотариусу для заверения подписи на документе (в случае если распоряжение предоставляется регистратору не лично акционером).  

Также стоит обратить внимание на расположение головного офиса регистратора, т.к. именно в нем принимаются правила ведения реестра, утверждаются формы документов, разрабатываются алгоритмы действий при различных ситуациях. Т.е. если у акционерного общества сложилась нестандартная ситуация, требующая взаимодействия с регистратором, то скорей всего быстрее решение будет найдено, если головной офис располагается в том же регионе, что и акционерное общество. Иначе потребуется время на согласование с головным офисом регистратора. Например, на практике был случай, когда при согласовании количества документов, представляемых регистратору при реорганизации эмитента в форме присоединения прошло около двух недель - потерянных недель, т.к. ждали ответа головного офиса.

Период работы на рынке и количество эмитентов, которых обслуживает держатель реестра, также важны, т.к. данные критерии указывают на опыт держателя реестра и на способность оперативно отреагировать на те или иные нетривиальные запросы акционерного общества, как например, при реорганизации, при направлении требования о выкупе акций и т.д.

Необходимо уточнить порядок взаимодействия с регистратором: может ли реестродержатель получать запросы (распоряжения) по факсу (электронной почте) с последующим предоставлением оригинала, предоставляет ли документы в электронном виде, можно ли подключить удаленный доступ к реестру и т.д.

Положением о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России № 10-77/пз-н от 23 декабря 2010 года, предусмотрены документы, которые акционерное общество должно передать реестродержателю, а также действия, которые должно совершить акционерное общество, в том числе определены сроки публикации уведомления об изменении лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг.

Мы поможем подготовить документы, которые акционерное общество должно передать держателю реестра, наши услуги будут стоить дешевле, чем у регистратора. Мы проконсультируем по вопросам передачи реестра, в том числе обратим внимание на нюансы при заключении договора на ведение реестра.